Вторник, 26.09.2017, 08:32
Приветствуем Вас Приветствую Вас Гость | RSS
                  
                
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории
Олимпиады по географии [10]Внеурочные мероприятия [10]

Живой календарь

Сегодня

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс
Яндекс.Метрика

Главная » Статьи » После урока » Внеурочные мероприятия

География для Победы
Внеклассное мероприятие «География для Победы». Великой Победе посвящается
Цель: 
1.Знакомство с профессиями, связанные с географией и их ролью в Великой Отечественной войне. 
2.Воспитание патриотизма
Вступление:

Видеофрагмент «Великая Отечественная война». Звучит песня «Десантный батальон» 
II.Ведущий 1 

Родина. Нет на свете ничего дороже этого слова, омытого кровью известных и безымянных героев!

Ведущий 2.
Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерное страдание военных лет и огромное мужество народа. Не ради славы воевали и погибали люди, ради жизни на земле.
Ведущий 1.
Путь к победе был долгим и трудным. Каждый день войны – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев.
Учитель.

Мы собрались в этом зале, чтобы рассказать о тех, кто ценой крови и пота, ценой своей жизни добывал нам победу и почтить память тех, кто не вернулся домой.

Ведущий 2.
Год за годом заря над землею вставала,
Поднималась Россия, забыв о былом,
И любовью мальчишек своих баловала
Как могла, согревала на сердце своем
Только вдруг сорок первый ударил огнем,
Подпоясал мальчишек солдатским ремнем.
Ведущий 1.
Глядит на них Родина, очи суровы:
- Откуда вы, кто вы? На что вы готовы?
Ведущий 2.

В ответ поднимались отважные руки:
- Готовы на битвы, на годы разлуки,
Готовы на радость победных огней, 
На голод, на холод могильных камней,
Готовы на все ради завтрашних дней,
Ради завтрашний дней!
(музыка заканчивается)
III. Учитель.
О Великой Отечественной войне, о вкладе в дело победы различных войск, отраслей хозяйства ученых и специалистов написано много. Но велика была и роль географов в годы войны на фронте и в тылу. Они тоже внесли свой вклад в дело разгрома врага.
Каждое передвижение отдельных войсковых частей, целых армий зависит от понимания и знания географии земной поверхности, от проходимости отдельных участков, от свойств рек и речушек, которые в одно время года останавливают все движения, в другое облегчают.
Ведущий 1.
Уже в первые годы войны в Академии наук СССР были созданы комиссии по геолого-географическому обслуживанию Советской Армии. Одним из руководителей был Александр Евгеньевич Ферсман.
Ведущий 2.
Основные задачи географии в годы войны заключались в следующем. На фронте определялась территория военных действий, проходимость дорог театра военных действий, погодно-климатические условия театра военных действий и их военная оценка.
Ведущий 1.
В тылу ученые географы проводили учет и анализ природных и экономических ресурсов, делали научную разработку перспектив экономического развития тыловых территорий.
IV. Учитель.
Сегодня у нас заседание кафедры географии на тему «География –для Победы», где присутствуют ведущие специалисты разных географических специальностей: метеорологи и гидрологи, топографы и геологи, гидрографы. Они расскажут о том, какую роль играли географы разных специальностей в деле разгрома фашисткой Германии.

V.Учитель.
Наверное, всем понятно выражение «Топографы – это глаза армии». Ни одна военная операция не проходила без карт. А более подробно о роли топографов расскажут нам ведущие специалисты – топографы.
Топографы.
Вероломное нападение фашисткой Германии на СССР и та нелегкая обстановка, которая сложилась в первые месяцы войны, вызвали большие затруднения в обеспечении сражающихся войск картами. Запасы карт, сосредоточенные на складах в западных приграничных районах оказались частично утраченными, часть из них пришлось уничтожить, и карт, заблаговременно подготовленных на всю глубину территории, охваченной боевыми действиями, недоставало. И еще топографические отряды, работающие в западных районах, понесли большие потери. 
Между тем части и соединения Советской Армии, ведущие ожесточенные бои с наступающим противником, остро нуждались в картах – источниках информации о местности и одном из необходимых средств ориентирования на местности и управления войсками.

Были приняты срочные меры по печатанию новых карт, созданию полевых отрядов, занимающихся съемкой местности. Особенно трудно им пришлось осенью 1941 г.- ранние морозы, снегопады, туман, отсутствие зимнего обмундирования – все это сильно затрудняло работу. Но топографы темпы не снижали, наоборот, выполняли удвоенные и утроенные нормы мирного времени. С июля по декабрь геодезистами, топографами и картографами были выполнены съемки на площади более 500 тыс. кв. м., составлены и изданы свыше 2000 листов карт разного масштаба и отпечатано больше 200 млн. экземпляров.
Особо следует отметить героический труд картографов, оставшихся в блокадном Ленинграде. В условиях жесткой блокады, под обстрелом немецко-фашисткой артиллерии, в условиях холода и голода ленинградцы составляли, чертили, печатали карты, не прерывая работу ни на один день.
Наряду с заблаговременными подготовительными картами, требовались картографические документы, изготовленые в оперативном порядке непосредственно на фронте. В связи с этим были созданы подвижные картографические отряды, на полуторатонных армейских машинах, снабженных простейшими чертежным и картопечатным оборудованием. Эти подвижные средства позволили обеспечить штабы фронтов и армий графическими документами: разведывательными и артиллерийскими картами, картами водных рубежей, танковые карты (карты проходимости местности) и др. Содержание наносилось по данным разведки в тылу противника, материалам аэрофотосъемки. При подготовки и наступлении в 1942 г. наших войск под Сталинградом расходовалось до 16 тыс. экземпляров каждой местности. Переход Советской Армии от активной обороны потребовал еще большого количества карт. Карты нуждались в обновлении, т.к. в ходе боевых действий произошло изменение местности, исчезли с лица земли много населенных пунктов. И опять топографические отряды в ходе топографической разведки исправляли и дополняли изображения основных элементов местности. Я думаю, что картографы сыграли огромную роль в деле Победы над фашистами.
VI. Учитель.
Огромного напряжения и полной отдачи сил потребовала Великая Отечественная война от картографов, топографов и геодезистов. Многие из них выполняя задания, пали смертью храбрых и свыше 5 тыс. награждены медалями и орденами СССР.
Ведущий 2.
До первой мировой войны геологическое обслуживание войск было эпизодическим. В армиях Англии, Германии и Австро-Венгрии были созданы военно-геологические службы, а в России и Франции к решению геологических вопросов привлекались гражданские геологи.

Учитель.
Слово ведущему специалисту по геологии.
Геологи.
На Западном, Юго-западном и др. фронтах русские геологи составляли карты строительных материалов, изучали вопросы маскировки, решали другие задачи, связанные с инженерным обеспечением войск, глубине залегания подземных вод, источниках водоснабжения.
Для нужд Западного фронта геологические работы проводил А.Е. Ферсман (известный ученый – геолог, будущий президент Академии наук) и составлял карты строительных материалов, изучая возможности использования глауконитовых песков для маскировки океанов; с этими работами связана организация «земного завода» глауконита в Петрограде. Он вспоминал: «Мы занимались тогда поисками минеральных красок, пригодных для целей маскировки. Я вспомнил о зеленой глине, которую местные жители употребляли для окрашивания домов. Опрыскивая его оконные сооружения, можно замаскировать их под цвет растительности. Эффект был очень яркий». Геологи занимались поисками строительных материалов, необходимых для ремонта и устройства дорог, обходных путей. Когда госпитали нуждались в гипсе и барите, геологи нашли и указали те месторождения, которые можно было разрабатывать сравнительно легко. Геологи подготовили характеристики проходимости и естественных преград, т.е. давали сведения о свойствах пород, качестве озерных и болотных вод, расположение лесов.
Но нельзя не сказать и о тех геологах, которые работали в тылу, и их работа была не менее важной, чем работавших на передовой линии фронта. Они занимались поисками стратегического сырья: нефти, железной руды и др. полезных ископаемых, необходимых для работы оборонной промышленности. 

VII. Учитель.
В истории войн имеются блестящие примеры использования гидрологической обстановки. Одним из них может служить битва Александра Невского на льду Чудского озера. Выбор такого поля битвы связан с тем, что тевтонские рыцари были тяжело вооружены, а толщина льда на озере была относительно невелика и лед не выдержал их тяжести и битва была выиграна.
Другой пример относится к гражданской войне, когда М.В. Фрунзе осуществил при сгонном ветре неожиданное для противника форсирование обычно непроходимого Сиваша в обход сильно укрепленной обороны врангельских войск на Перекопском перешейке.
- В чем же заключалась служба гидрологов в Советской Армии во время Великой Отечественной войны?
Как были использованы знания гидрологической обстановки в Великой Отечественной войне вам расскажут ведущие специалисты по гидрологии.

Гидрологи.
В самом начале ВОВ главное управление гидрометеорологической службы и входившие в его состав организации были включены в состав Вооруженных Сил страны. Огромное количество военной техники требовало от гидрологов безотказного действия войск с использованием этой техники. Гидрологи помогали преодолевать водные рубежи, давали сведения о ширине и глубине реки, наличии бродов, скорости течения, характере берегов и дна, заболоченности поймы рек. 
«Переправа» А.Твардовский.
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый, 
Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава,
Кому темная вода, -
Ни приметы, ни следа.
Ночью, первым из колонны,
Обломав у края лед,
Погрузился на понтоны
Первый взвод.
Погрузился, оттолкнулся
И пошел. Второй за ним.
Приготовился, пригнулся
Третий следом за вторым.
Как плоты, пошли понтоны,
Громыхнул один, другой
Басовым, железным тоном,
Точно крыша под ногой. 
И плывут бойцы куда – то, 
Притаив штыки в тени.
И совсем свои ребята
Сразу – будто не они.
Налегли, гребут, потея,
Управляются с шестом. 
А вода ревет правее –
Под подорванным мостом.
Вот уже на середине
Их относит и кружит…
А вода ревет в тишине,
Жухлый лед в куски крошит,
Меж погнутых балок фермы
Бьется в пене и в пыли…
А уж первый взвод, наверно,
Достает шестом земли.
Позади шумит протока,
И кругом – чужая ночь.
И уже он так далеко, 
Что ни крикнуть, ни помочь.
И чернеет там зубчатый,
За холодною чертой,
Недоступный, непочатый, 
Лес над черною водой.
Переправа, переправа!
Берег правый, как стена…
Этой ночи след кровавый
В море вынесла волна.
Целый ряд операций наших войск строили с учетом неверного представления противника о непроходимости болот для тяжелой военной технике, но на болотах настилалась нать, и таким образом обеспечивалась внезапность операции и прорыв войсками наименее укрепленных участков обороны противника.

Летом 1944 65 армия в составе 1-го Белорусского фронта принимала участие в операции «Багратион». Перед наступлением на Бобруйск наша армия стояла в полосе, сплошь покрытой лесами с множеством небольших рек с широкими поймами и топкими болотами. Немецко-фашисткое командование использовало эту особенность и создало сильную оборону. Но немецкие генералы слепо верили в условный топографический знак «непроходимое болото» и утешились, что здесь мы не будем наступать и главные силы перебросил на другое направление.
Что нам оставалось делать. Как пройти по болоту разведчикам и изучить положение у немцев. Мы использовали «мокроступы» - лыжи из лозы. Шагаешь и грязь в решетках не задерживается. Разведчики изготовили мокроступы и вместе с офицерами гидрологами инженерных войск пошли в разведку и доложили о слабой обороне противника. Началась подготовка к операции, которую Жуков назвал «инженерной операцией». Вначале в тылу проводили опыты провода танков через гать. А потом тайком проложили гать через болото.
Началось наступление и танки болото прошли за 10 мин. И вышли в тыл врага. Операция была завершена за трое суток вместо восьми суток.
«Бой в болоте». В. Твардовский.
Бой безвестный, о котором
Речь сегодня поведем, 
Был, прошел, забылся скоро…
Да и вспомнят ли о нем?
Бой в лесу, в кустах, в болоте,
Где война стелила путь.
Где вода была пехоте
По колено, грязь – по грудь;
Где брели бойцы понуро, 
И, скользнув с бревна в ночи,
Артиллерия тонула,
Увязали тягачи.
Этот бой в болоте диком 
На втором году войны
Не за город шел великий,
Что один у всей страны;
Не за гордую твердыню,
Что у Волги у реки,
А за некий, скажем ныне,
Населенный пункт Порки.
Перемокшая пехота
В полный смак клянет болото,
Не мечтает о другом –
Хоть бы смерть, да на сухом.
Кто-нибудь еще расскажет,
Как лежали там в тоске.
Третьи сутки кукиш кажет
В животе кишка кишке.
Посыпает дождик редкий,
Кашель злой терзает грудь.
Ни клочка родной газетки –
Козью ножку завернуть;
И ни спичек, ни махорки –
Все раскисло от воды
- Согласись Василий Теркин,
Хуже нет уже беды?
Тот лежит у края лужи,
Усмехнулся:
- Нет, друзья,
Во сто раз бывает хуже, 
Это точно знаю я!
- Где уж хуже…
- А не спорьте,
Кто не хочет, тот не верь,
Я сказал бы: на курорте
Мы находимся теперь.
И глядит шутник великий
На людей со стороны.
Губы – то ли от черники
То ль от холода черны.
Говорит:
- В своем болоте
Ты находишься сейчас.
Ты в цепи. Во взводе. В роте.
Ты имеешь связь и часть.
Даже сетовать неловко
При такой, чудак, судьбе
У тебя в руках винтовка,
Две гранаты при себе.
У тебя – в тылу ль, на фланге, -
Сам не знаешь, как сильней,-
Бронебойки, пульки, танки.
Ты, брат, - это батальон.
Полк. Дивизия. А хочешь –
Фронт. Россия! Наконец,
Я скажу тебе короче
И понятней: ты – боец.
Но в завершении этой операции огромную роль сыграли метеорологи. Они об этом расскажут.
Метеорологи.

В гидрометеорологической службе СССР входили не только гидрологи, но и метеорологи. И главной задачей, которых стало обеспечение всех родов войск гидрометеорологической информацией и прогнозами погоды. Сведения о погоде и сами прогнозы были засекречены и передавались секретными кодами, так же как и в других воюющих странах. Главные трудности заключались в том, что мы не имели сведений о погоде не только за линией фронта, но и перед нею, мы находились на краю «обрезанной» синоптической карты, что затруднило анализ синоптических процессов и составление прогноза погоды. В тоже время командование требовало, большой точности прогноза не только по частям суток, но и по часам. Как выполнить приказ? На основе знаний местных признаков изменения погоды, сведений от бомбардировщиков авиации дальнего действия, вылетов метеорологов на разведку составлялся прогноз погоды. По вине фронтовых метеорологов не было срыва боевых вылетов. Особенно было трудно ночью, когда с понижением температуры опускались туманы, которые могут закрыть аэродром, что делает опасным возвращение самолетов. Поэтому, мы должны не позднее чем за 30 минут предсказать закрытие аэродрома. Перестраховаться нельзя – соврешь боевые вылета, за это грозит трибунал. Главное – наблюдать.
За всю историю войны много было разных ситуаций, когда от прогноза погоды зависела судьба операций. Но самой сложной была синоптическая ситуация в 1944 г. накануне Бобруйской операции между Могилевым и Гомелем – операция «Багратион». Этому участку подошел атмосферный фронт, за которым располагалась область высокого атмосферного давления с хорошей погодой. Фронт должен был пройти 23 июня, но он задержался на сутки. По анализу всех данных мы прогнозируем улучшение погоды во второй половине дня 24 июня. Наступление началось рано утром, но погода не улучшалась. Видимости никакой, авиация бездействует. С нас требуют точное время улучшения видимости. Ситуация не простая. Мы дали прогноз улучшении погоды на 10 часов утра. Что мы пережили? 9 часов , а видимости нет. Поднявшись на вышку на западе увидел тонкую светлую полоску, а ровно в 10 часов над нами появилось голубое окошко, морось прекратилась и самолеты поднялись в воздух.
При составлении прогнозов нам помогали наблюдательность, интуиция, обостренная нервной обстановкой войны и теоретические знания.
VIII.Учитель.
Гидрологи и метеорологи обеспечивали надежность проведения военных операций. 

IX. Ведущий 1.
Нельзя сегодня не сказать о героической работе во время войны гидрографов. Все моряки по сути своей службы в той или иной мере связаны с географией. Военно-морская деятельность немыслима без учета географических условий района.

Ведущий 2.
В историю мировых географических исследований золотыми буквами вписаны многочисленные блистательные кругосветные плавания русских моряков Ф.Ф. Беллинсгаузена и Н.Т. Лазарева, Крузенштерна, которые открыли новые земли, исследовали Арктику и Антарктику, составили карты и лоции практически на большую часть Мирового океана.
Гидрографы.
На флоте, по штату положено заниматься географическими делами – это штурману и гидрографам. Штурман осуществляет кораблевождение. Гидрограф – это тоже моряк, но обеспечивающий корабль необходимыми пособиями и навигационными средствами для безопасного плавания в любом районе Мирового океана. Главным навигационным пособием является морская карта, цена этих карт есть цена жизни мореплавателей, им вверившихся. На ней показаны глубины и рельеф дна, который таит опасность; береговая линия , характер берегов, навигационное оборудование (маяки, буи, огни, вехи) и форватеры.
Мужество и самоотверженность отличали гидрографов во всех их действиях, но особенно ярко они проявились в десантных операциях, где гидрографы первыми высаживались на занятый противником берег, устанавливали ориентирные огни, выставляли буи у берега, устанавливали сигнальные огни.

Золотыми буквами в историю войны вписаны подвиги военных лоцманов, которые проводили суда, в условиях мнимой опасности. Хочется рассказать об операции по выводу из рижского залива большую группу кораблей и крейсер «Киров» через мелководный Моонзундский канал. Особенно трудно было провести крейсер, даже разрушенный он должен был в некоторых местах пройти впритирку к грунту. Гидрографы сделали невозможное. 

«Любой поход, любая схватка с врагом были легче, чем та тревожная ночь, когда проводили крейсер «Киров» через Моонзунд» - сказал контр – адмирал Дрозд.
Никогда не забудется подвиг личного состава Ладожской военной флотилии, выполнявшего важное правительственное заседание по созданию и обеспечению бесперебойной работы «Дорога жизни». Первопроходцами исторической дороги были гидрографы Е.П. Чуров и В.И. Дмитриев. Уже 12 сентября 1941 года по проложенному под огнем противника форватеру в Ленинград пошли первые транспорты с продовольствием.

Гидрографы вместе с физиками определили прочность льда, рассчитали проходимость и грузоподъемность ледяного покрова. И «Дорога жизни» прочно связала Ленинград с Большой Землей. Всего в обоих направлениях было переведено 2 335 тыс. различных грузов, более 1 848 тыс. человек.

Учитель.
Знаменитая ленинградская поэтесса Ольга Бергольц писала из осажденного города невиданного героизма:
А как я жить могу – иначе?
О да – иначе не могли
Ни те бойцы, ни те шоферы,
Когда грузовики вели
По озеру в голодный город.
Холодный ровный свет луны, 
Снега сияют исступленно,
И со стеклянной вышины
Врагу отчетливо видны
Внизу идущие колонны.
....................
И воет, воет небосвод,
И свищет воздух, и скрежещет,
Под бомбами ломаясь лед,
И озеро в воронки плещет.
Но вражеской бомбежки хуже,
Еще мучительней и злей –
Сорокоградусная стужа
Владычащая на земле.
Казалось – солнце не взойдет
Навеки ночь в застывших звездах,
Навеки лунный снег, и лед,
И голубой свистящий воздух.
Казалось, что конец земли…
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
Он жив еще. Он рядом где – то.
На Ленинград, на Ленинград!
Ведущие 
Стихотворение Рождественского «Реквием».
Вечная слава Героям!
Вечная слава!
Вечная слава!
Вечная слава Героям!
Слава героям!
Слава!!!
- Но зачем она им, эта слава,-
мертвым?
Для чего она им, эта слава,-
Павшим?
Все живое –
Спасшим.
Себя –
Не спасшим.
Для чего она им, эта слава,-
Мертвым?
Если молнии в тучах заплещутся жарко
И огромное небо
От грома оглохнет,
Если крикнут
Все люди земного шара, -
Ни один из погибших
Даже не вздрогнет 
Знаю:
Солнце в пустые глазницы не брызнет!
Знаю:
Песня тяжелых могил не откроет!
Но от имени сердца,
От имени жизни
Повторяю:
Вечная Слава Героям!
Помните!
Через века, через года –
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
Жизнью просторной,
Каждой секундой,
Каждым дыханьем
Будьте достойны!
Люди!
Покуда сердца стучаться, -
Помните!
Какою ценой
Завоевано счастье,-
Пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет, -
Помните!
О тех, кто уже никогда не споет, -
Помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
Помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, -
О погибших помните!
Встречайте трепетную весну
Люди Земли.
Убейте войну,
Прокляните войну,
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда, -
Заклинаю, -
Помните!
XII.Учитель.
Почтим минутой молчания погибших в Великой Отечественной войне.
Ценой миллионов человеческой жизней, храбростью и стойкостью советских солдат была завоевана Победа.(Звучит песня Д. Тухмановой «День Победы»).
XIII. Учитель. Сегодня прозвучали стихи Твардовского, Рождественского и О. Бергольц.
Категория: Внеурочные мероприятия | Добавил: Ольга (19.04.2015)
Просмотров: 2123 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Block title

Популярное
[Кабинет географии]
Учебно-Материальная База - Кабинет географии
[для урока]
Памятка "Температура воздуха"
[для урока]
Виды гор и равнин
[Внеурочные мероприятия]
Интерактивная игра "О, Отличник!"
[Олимпиады по географии]
Задания для школьного тура олимпиады по географии
[Методические рекомендации]
Рекомендации по составлению рабочих программ
[Внеурочные мероприятия]
Знатоки Архангельской области
[Олимпиады по географии]
Задания городской дистанционной олимпиады школьников 2012 года по географии
[Методические рекомендации]
Олимпийский урок по географии
[Олимпиады по географии]
Задания школьного тура олимпиады по географии.

Новое на сайте
[Великий помор - М.В. Ломоносов]
Презентация " Научные миры Ломоносова " МОЗАИКА
[Презентации к уроку]
Интерактивная игра "О, отличник" на тему "Знатоки Архангельской области".
[Конспект урока]
Горные породы и минералы Архангельской области. Конспект урока
[Великий помор - М.В. Ломоносов]
«Большие буквы» внеклассное мероприятие по географии, посвященное М.В. Ломоносову
[Планирования уроков географии]
Приложения, которые помогут выучить названия мировых столиц или узнать свою страну лучше
[Конспект урока]
Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС
[Справочник]
Месторождения полезных ископаемых Архангельской области
[Аттестация]
Приложение к заявлению на аттестацию учителя 1 катег
[Аттестация]
Заявление на аттестацию
[Презентации к уроку]
День России

Поиск

Друзья сайта

Друзья сайта
Банк Интернет-портфолио учителей


Copyright MyCorp © 2017