Суббота, 24.02.2018, 01:18
Приветствуем Вас Приветствую Вас Гость | RSS
                  
                
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории
После урока [20]Кабинет географии [5]
материалы по требованию к кабинету географии, интересные идеи
Конспекты уроков географии [7]Самообразование [11]
Отчеты по теме самообразования, материал для работы по теме самообразования учителя
Исследовательские работы учащихся [1]Методические рекомендации [7]
рекомендации для учителя
Наглядность [6]ЕГЭ ГИА [0]

Живой календарь

Сегодня

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс
Яндекс.Метрика

Главная » Статьи » Самообразование

Стратегии смыслового чтения
Стратегии смыслового чтения. Приёмы обучения пониманию текста на уроках гуманитарного цикла
Образовательная технология «Развитие критического мышления средствами чтения и письма»
Модель работы читателя с текстом (Г.Г.Граник)
Примечания
I. До чтения текста
«Три попутчика сопровождают читателя в его движении сквозь текст: выявление связей причин и следствий, установление сходств и различий, выяснение правдоподобия и неправдоподобия. А заставляет их работать одна из самых важных мыслительных операций – операция сравнения…Мы рассматриваем диалог с текстом как систему следующих операций: постановка вопросов к тексту, выдвижение предположительных ответов на эти вопросы и гипотез относительно дальнейшего содержания текста, проверка этих ответов и гипотез» (Граник Г.Г.).
 
Виды информации в художественном тексте
·           Фактуальная. Факты, события, место и время действия  (фабула). Передаётся  пересказом текста.
·         Подтекстовая. Скрытый  смысл, который  передаётся с помощью порядка слов, интонации, языковых средств  художественной изобразительности (подтекст). Пересказом не передаётся.
·         Концептуальная. Система  взглядов автора  на жизнь, его  мировоззрение  (концепт, идея, главная мысль). У разных читателей разная концептуальная  информация. (И.Гальперин)
Стратегия «Чтение с остановками»
1.Искренний рассказ о своём опыте знакомства с автором, произведением.
1.Автор. Что известно о нём?
2.Обсуждение названия произведения. Ассоциации, аналогии, связи.
2. Обсуждение названия произведения. Ассоциации, аналогии, связи.
 
3.Эпиграф. Ассоциации.
4.Прогноз. Читательское предугадывание ведёт к возникновению вероятностного прогнозирования.
II.По ходу чтения текста
1.Чтение текста с остановками. Во время остановки учитель задаёт вопросы (Что будет дальше? Почему герой поступил так? Какие чувства вызвал этот фрагмент?).
1.Установка. Ожидание подтверждения своего прогноза.
2.Приём «Дерево предсказаний». Краткая запись ответов – предсказаний учеников в виде схемы.
2.Внимание к слову. Лексическое значение непонятных слов.
 
3.Диалог с текстом. Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы.
III. После чтения текста
1.Приём «Толстые и тонкие вопросы».
1.Главная мысль текста.
Толстые вопросы
Тонкие вопросы
2.Приём «Ромашка вопросов»  («Ромашка Блума»).
2.Виды информации в художественном тексте.
·         Фактуальная.
·         Подтекстовая.
·         Концептуальная
Продуктивные.
Прямого однозначного ответа в тексте нет.
 
Репродуктивные. 
Есть в тексте однозначный ответ.
 
3.Сильные позиции текста.
Сильные позиции текста: название, эпиграф, начало и конец текста (главы), повторы, рифмы.
3. После обсуждения учитель предлагает несколько цитат, пословиц, связанных с содержанием текста. Ученики пишут эссе по своему выбору.
4.Вторичные тексты.
·         План.
·         Пересказ.
·         Тезисы.
·         Конспект.
«Ромашка вопросов»  («Ромашка Блума»)
1.Простые. Фактические, репродуктивные.
2.Уточняющие. «Если я правильно понял…».
3.Интерпретационные. «Почему…?».
4.Творческие. В вопросе есть частица «бы».
5.Оценочные. Критерии оценки явлений.
6.Практические. Взаимосвязь между текстом и жизнью.
4.Преобразование информации: схема, таблица, график, формула…
5.Преобразование информации: схема, таблица, график, формула…
 
Категория: Самообразование | Добавил: Ольга (27.03.2014)
Просмотров: 1745 | Теги: смысловое чтение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Block title

Популярное
[Кабинет географии]
Учебно-Материальная База - Кабинет географии
[для урока]
Памятка "Температура воздуха"
[для урока]
Виды гор и равнин
[Внеурочные мероприятия]
Интерактивная игра "О, Отличник!"
[Олимпиады по географии]
Задания для школьного тура олимпиады по географии
[Методические рекомендации]
Рекомендации по составлению рабочих программ
[Внеурочные мероприятия]
Знатоки Архангельской области
[Олимпиады по географии]
Задания городской дистанционной олимпиады школьников 2012 года по географии
[Методические рекомендации]
Олимпийский урок по географии
[Олимпиады по географии]
Задания школьного тура олимпиады по географии.

Новое на сайте
[Великий помор - М.В. Ломоносов]
Презентация " Научные миры Ломоносова " МОЗАИКА
[Презентации к уроку]
Интерактивная игра "О, отличник" на тему "Знатоки Архангельской области".
[Конспект урока]
Горные породы и минералы Архангельской области. Конспект урока
[Великий помор - М.В. Ломоносов]
«Большие буквы» внеклассное мероприятие по географии, посвященное М.В. Ломоносову
[Планирования уроков географии]
Приложения, которые помогут выучить названия мировых столиц или узнать свою страну лучше
[Конспект урока]
Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС
[Справочник]
Месторождения полезных ископаемых Архангельской области
[Аттестация]
Приложение к заявлению на аттестацию учителя 1 катег
[Аттестация]
Заявление на аттестацию
[Презентации к уроку]
День России

Поиск

Друзья сайта

Друзья сайта
Банк Интернет-портфолио учителей


Copyright MyCorp © 2018