Пятница, 26.04.2024, 06:19
Приветствуем Вас Приветствую Вас Гость | RSS
                  
            
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Каталог материалов

Интерактивные тесты

Категории
После урока [21] Кабинет географии [5]
материалы по требованию к кабинету географии, интересные идеи
Конспекты уроков географии [8] Самообразование [11]
Отчеты по теме самообразования, материал для работы по теме самообразования учителя
Исследовательские работы учащихся [3] Методические рекомендации [12]
рекомендации для учителя
Наглядность [7] ЕГЭ ГИА [0]

Живой календарь

Рекомендую сайты

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс
Яндекс.Метрика

Главная » Статьи » Самообразование

Смысловое чтение

Программа «Смысловое чтение и работа с текстом»

Междисциплинарная программа составлена на основе Требований к структуре и результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, в соответствии с Базисным учебным планом и программой формирования и развития универсальных учебных действий и представляет собой комплексную программу, направленную на реализацию требований стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, которая обеспечивает становление и развитие учебной и читательской компетентностей.

Программа содержит следующие разделы:


  • пояснительную записку, содержащую описание основных целей и задач программы, ее места и роли в реализации требований стандарта, описание структуры программы;

  • описание условий формирования смыслового чтения, в том числе место отдельных компонентов в структуре образовательного процесса и требования к ресурсному обеспечению образовательного процесса, а также требования к материально-техническому и информационно-методическому обеспечению, к подготовке кадров;

  • описание связи формируемых навыков с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью;

  • описание системы оценки сформированности читательской компетентности обучающихся.


Актуальность использования программы обусловлена целью и задачами модернизации российского образования. Цель модернизации образования состоит в «создании механизма устойчивого развития системы образования» (Концепция модернизации российского образования до 2010 г., ВО (приложение) 2003г, март, с.48). Основной приоритетной задачей развития системы образования является не обновление качества образования, а обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Современное качество образования – это мера соответствия образовательного результата запросам личности, общества и государства. 

Современное общество является информационным обществом и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст – по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека. 

Главная обучающая задача состоит в том, чтобы совершенствовать приемы понимания текста, которые обучающийся сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст (под сформированностью приема понимается его перенос на любой текст, привычка употреблять прием, имеющая силу потребности). Обучение пониманию текста решает также развивающие задачи, так как предусматривает активизацию в процессе чтения психических процессов, участвующих в понимании (внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т.д.), формирование навыков самоконтроля, развитие интеллектуальной самостоятельности, эстетических чувств, волевых качеств. И, наконец, основная задача, связанная с формированием общей культуры ученика, - растить Читателя, который понимает текст, открыт его эмоциональному воздействию, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью.

Данная программа основывается на использовании в образовательном процессе ГБОУ СОШ с. Рождествено технологии развития критического мышления через чтение и письмо, благодаря использованию которой на уроках создается образовательная среда, в которой формируется компетентная личность, для которой характерны гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения; развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности; формирование культуры чтения; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. Вышеперечисленные умения являются компонентами таких ключевых компетентностей, как готовность к разрешению проблем, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, коммуникативная компетентность. 


Работа с текстом предполагает развитие следующих

универсальных учебных действий

В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:

• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

• формирование навыков взаимо- и самооценкинавыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; 

• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.

Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.

Таблица сопоставления содержания ключевых компетентностей и умений, формируемых технологией РКМЧП


Наименование ключевых компетентностей

Содержание ключевых компетентностей

Умения, формируемые технологией РКМЧП

готовность к разрешению проблем

готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности и позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь;

- умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

- умение решать проблемы;

- способность брать на себя ответственность;

- участвовать в совместном принятии решения;

 

готовность к самообразованию

способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях и позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи

- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность)

готовность к использованию информационных ресурсов (информационная компетентность)

способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации;

- умение пользоваться различными способами интегрирования информации;

- умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

  • - умение графически оформить текстовый материал;

- умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости;

- умение творчески интерпретировать информацию;

коммуникативная компетентность

готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей и позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.

- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

- умение сотрудничать и работать в группе.
 



Сопоставив умения, формируемые технологией РКМЧП, с содержанием ключевых компетентностей, можно прийти к выводу, что технология РКМЧП является средством формирования ключевых компетентностей школьников. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтенияознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

Формирование читательской компетентности происходит на всех учебных предметах.

Состав и характеристики читательской компетентности обучающихся.


Элементы читательской компетентности

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться 

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

 

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления

 

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

 

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста)

 

Работа с текстом: оценка информации

 

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте)

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации



Условия, обеспечивающие реализацию программы.

Основными задачами обучения учащихся русскому языку и литературе в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся, формирование общеучебных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие речевой культуры, обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, приобщение учащихся к искусству слова, развитие эстетического вкуса учащихся как основы читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора, воспитание учащихся, развитие их логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания. Для решения поставленных задач мною была выбрана в качестве базовой технология развития критического мышления через чтение и письмо. 

Технология РЧКМП разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, 

К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной, проникающей, применимой в любых программе и предмете. 

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех стадий. Каждая из них имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление, обобщение и осознание приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой происходит непосредственная, осмысленная работа ученика с текстом. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации. Причем рефлексия должна быть не только содержательной, эмоциональной, но и процессуальной. Учащиеся на каждом уроке отмечают, что они сделали, как сделали, почему не сделали. Такое отношение вызывает уважение к своему труду, труду одноклассников и педагога.

Функции трех стадий технологии РКМЧП


Стадия

Функции

Вызов

  • Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).

  • Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме).

  • Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление

содержания

  • Информационная (получение новой информации по теме).

  • Систематизационная (классификация полученной информации).

  • Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).

Рефлексия

  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).

  • Информационная (приобретение нового знания).

  • Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).

  • Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).



Применяя стратегии и приемы технологии РКМЧП, учитель акцентирует свое внимание на субъектной позиции ученика. Такая позиция возникает преимущественно тогда, когда на уроке создана атмосфера доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», когда созданы условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию, когда им осуществляется деятельность по самосовершенствованию. У детей меняется отношение к уроку (после изучения той или иной темы ученики идут в библиотеку, в компьютерный класс и продолжают самостоятельно знакомиться с учебным материалом); повышается познавательное отношение к прочитанному (учащиеся учатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения); развивается положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера; изменяется у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца); у школьников вырабатывается осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, формируется собственное отношение к информации. Кроме того, технология РКМЧП предоставляет возможность учащимся постепенно переходить от освоения отдельных методов и приемов технологии обучения к восприятию их в целостной системе; усвоив ряд приемов, учащиеся начинают их использовать без помощи учителя, модифицировать их и находить новые приемы, тем самым дети учатся учиться самостоятельно 

Так как популярным методом демонстрации процесса мышления в технологии является графическая организация материала: модели, рисунки, схемы, отражающие взаимоотношения между идеями, показывающие учащимся ход мыслей, - процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Ребятам проще оценить свою работу на уроке, проследить ход решения задач занятий.

В результате анализа методической литературы и педагогических наблюдений, исследований нам удалось выстроить систему приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, направленную на формирование ключевых компетентностей учащихся.


Наименование ключевых компетентностей

Приемы и стратегии РКМЧП

готовность к разрешению проблем

  • «Фишбоун»,

  • «Концептуальная таблица»,

  • «Пирамидная история», 

  • «Синквейн», 

  • «Мышление под прямым углом»,

  • «Эссе», 

  • «Чтение и суммирование в парах»,

  • РАФТ,

  • «Создание общественного текста»,

  • «Прогнозирование содержания», 

  • «Ромашка вопросов Блума», 

  • «Толстые и тонкие вопросы», 

  • «Уголки». 

готовность к самообразованию

  • «Двучастный, трехчастный дневник»,

  • «Ассоциации», 

  • «Синквейн», 

  • «Прогнозирование содержания», 

  • «Эссе»,

  • «Ассоциации»,

  • «Кубик».


 

готовность к использованию информационных ресурсов (информационная компетентность)

  • «Знаю. Хочу узнать. Узнал»,

  • «Инсерт», 

  • «Двучастный, трехчастный дневник»,

  • «Зигзаг»,

  • «Чтение с остановками»,

  • «Бортовой журнал»,

  • «Кластер»,

  • «Кубик».

коммуникативная компетентность

  • Дискуссия «совместный поиск»,

  • «Перекрестная дискуссия»,

  • «Создание общественного текста»,

  • «Авторское кресло»,

  • РАФТ.



Технология обеспечивает развитие критического мышления, формирование ключевых компетенций и способностей к сотрудничеству. Использование разнообразных приёмов ведёт к развитию деятельностной личности, способной к самостоятельной поисковой, исследовательской и творческой деятельности. Уроки продуктивны и интересны детям, что создаёт благоприятную для сотрудничества атмосферу на уроке. Применение приёмов РКМЧП способствует развитию у ребёнка умения графически оформить текстовой материал, творчески интерпретировать и ранжировать информацию по степени новизны и значимости. Ученики становятся активны в своей внутренней позиции. Интерактивные стратегии РКМЧП помогают детям легко адаптироваться к вузовской системе обучения, предполагающей большую самостоятельность. 


Ожидаемые результаты:

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Категория: Самообразование | Добавил: Ольга (27.03.2014)
Просмотров: 8906 | Рейтинг: 2.7/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Последние материалы



Банк Интернет-портфолио учителей


Copyright MyCorp © 2024