Пятница, 26.04.2024, 16:18
Приветствуем Вас Приветствую Вас Гость | RSS
                  
            
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Каталог материалов

Интерактивные тесты

Категории
После урока [21] Кабинет географии [5]
материалы по требованию к кабинету географии, интересные идеи
Конспекты уроков географии [8] Самообразование [11]
Отчеты по теме самообразования, материал для работы по теме самообразования учителя
Исследовательские работы учащихся [3] Методические рекомендации [12]
рекомендации для учителя
Наглядность [7] ЕГЭ ГИА [0]

Живой календарь

Рекомендую сайты

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс
Яндекс.Метрика

Главная » Статьи » Самообразование

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Этот метод возник во второй половине X IX века в школах США и вошёл в историю как "метод проблем". Он был связан с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюти, а также его учеником В.Х.Килпатриком.
 
Дж.Дьюти предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, учитывая его личный интерес именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
 
Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.
 
Метод проектов имеет свои особенности, в его основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.
 
Метод - дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Можно сказать, что метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологии), которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект». Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
 Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
 
Результаты выполненных проектов должны быть, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Методы обучения проектирования, позволяют вырабатывать у учащихся качества личности, которые предъявляет общество к ним: высокая общая культура, широкое мировоззрение, целеустремленность в достижении поставленной цели, постоянное саморазвитие, самосовершенствование и овладение профессией в определенной сфере труда, необходимый уровень развития познавательных и творческих способностей. Все это можно реализовать при наличии необходимой учебно-методической базы и применения в учебном процессе методик, предусматриваемых творческое развитие учащихся. Одним из таких методик является выполнение творческих проектов.
 
 В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. в общественном смысле это означает «искать», изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном или общественном. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью». Творчество - это исследование. Элементы творчества могут присутствовать в самых различных видах деятельности человека. В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами: - индивидуальной заинтересованностью; - социальной значимостью.
 
Таким образом система творческого воспитания должна строиться на свободе творчества школьников, которая имеет глубокий педагогический смысл, т.к. расширяет умственный кругозор учащегося, вызывает положительные эмоции, возбуждает активность, волю к действию, помогает преодолевать трудности, приобретать без принуждения трудовые навыки, нередко весьма сложные. Рассматривая процесс творчества, следует обращать внимание на формирование творческого климата среди учащихся, сам творческий процесс, наличии у учащихся творческих способностей и определение творческой личности.
 
Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку, только нужно во время их раскрыть и развить. Дети от природы любознательны, способны и талантливы. Элементы творчества проявляются в игре, в решении жизненных повседневных задач, их можно наблюдать в обычном школьном учебном процессе, они проявляются в самостоятельности личности. Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, эти знания он должен получить на уроке. Мы также обязаны научить ученика навыкам и приёмам работы, которые были бы нужны ему для создания запроектированных изделий.
 Выполнение учащимися творческих проектов следует рассматривать не только как процесс, направленный на ознакомление учеников с разнообразным миром предметов и развитием их способностей, но и как один из эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования.
 Учителя ШМО естественнонаучного цикла в своей работе также используют проектную деятельность.
 
 В заключении хочу сказать, что реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Я считаю, что каждому учителю – предметнику необходимо включить в свою работу метод проектирования.
Категория: Самообразование | Добавил: Ольга (23.03.2011)
Просмотров: 3841 | Теги: проект, география | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Последние материалы



Банк Интернет-портфолио учителей


Copyright MyCorp © 2024