Суббота, 04.05.2024, 11:50
Приветствуем Вас Приветствую Вас Гость | RSS
                  
            
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Каталог материалов

Интерактивные тесты

Категории
После урока [21] Кабинет географии [5]
материалы по требованию к кабинету географии, интересные идеи
Конспекты уроков географии [8] Самообразование [11]
Отчеты по теме самообразования, материал для работы по теме самообразования учителя
Исследовательские работы учащихся [3] Методические рекомендации [12]
рекомендации для учителя
Наглядность [7] ЕГЭ ГИА [0]

Живой календарь

Рекомендую сайты

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс
Яндекс.Метрика

Главная » Статьи » Конспекты уроков географии

Вулканы и гейзеры
 

Тема: Вулканы и гейзеры.

Цель:

  1. Сформировать представление о происхождении вулканов и гейзеров, ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов, познакомить с основными областями распространения вулканов;
  2. Развивать навыки учащихся в работе с атласами и контурными картами;
  3. Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: Карта полушарий, карточки с терминами “Магма”, “Мантия”, “Лава”, картина с изображением вулкана, карточки с названиями вулканов, стихотворение А.С. Пушкина.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово “вулкан” (Дети отвечают: “огнедышащая” гора).

-Откуда пошло название “Вулкан”, почему вулканов больше бывает на дне океанов, почему гейзеры фонтанируют через равные промежутки времени и многое другое, вы узнаете на этом уроке.

Но сначала поговорим о том, что вы уже знаете. (беседа)

-Давайте послушаем сообщение и узнаем, откуда к нам пришло название этого явления (Сообщение учащегося).

Откуда пошло название “вулкан” (сообщение учащегося)

Древние народы считали, что извержение вулкана – это великий гнев богов.

В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном – чудовищем, олицетворяющим огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог – громовержец Зевс, и разогрелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огромные стрелы – молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный Тифон богом и всему живому, вызывает бури и извержение вулканов.  Известен и знаменит был у греков Гефест – искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие.

Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна (высота 3263 м) бушевала 130 раз.

У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени.  Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканов , как и бога огня.

-Любой вулкан состоит из 3 составляющих: конуса, кратера и жерла.

Кратер- углубление диаметром от нескольких десятков метров до нескольких километров. Обычно располагается на вершине.

Жерло – вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает лава.

Конус – вулканическая гора, образованная застывшей лавой. При извержении жидкой лавы образуются пологие склоны, а вязкой – куполообразные.

-Как вы думаете, как образуется конус?

-На самом деле конус нарастает постепенно (рассмотрим рисунок на доске)

-Через трещину в земной коре изливается лава. Выливается первый слой лавы и застывает, по нему выливается второй слой и.т.д. И получается слоистый конус.

-Перед вами гора (макет на столе). Отличается, ли она от вулкана? (У вулкана есть жерло, кратер, слоистый конус)

-Вулканы могут находиться на дне океанов, а могут и на суше. Попробуйте ответить на вопрос, в чем причина появления вулканов на материковой земной коре? Следует подвести учеников к мысли, что вулканы на суше встречаются в зоне расхождения литосферных плит т.е., в зоне разломов. В этих местах лава поднимается по трещинам.

- Начертите схему в тетради (схема изображена на доске).

Итак, скажите, что же такое вулкан?

Вулкан – это геологическое образование над трещиной в земной коре, по которой извергается на земной поверхности лава.

- Как вы думаете, где будет больше вулканов – на дне океанов или на материке? (На дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь).

-Вулканы бывают действующие, потухшие и заснувшие. Прочитайте учебник и ответьте на вопрос, чем они отличаются. (Уснувшие – об их извержениях в историческое время нет данных, но уверенности в том, что их деятельность прекратилась, нет).

- Вулканы и следующее явление природы, которое мы изучим, встречаются почти всегда вместе. Послушайте, а затем скажите, как называется это явление: источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара (Гейзеры).

- Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы? (Магма близко подходит к поверхности, нагревает подземные воды, которые начинают фонтанировать).

Учитель вывешивает на доске таблички: “Магма”, “Лава”, “Мантия” - и предлагает поставить процесс превращения одного вещества в другое.

МАНТИЯ – МАГМА- ЛАВА

- Вспомним состояние мантии (Вязкое).

-Почему мантия вязкая, ведь она нагрета до температуры 2000-2500 градусов? (На нее воздействует большое давление, при котором внутреннее вещество Земли не может находиться в жидком состоянии).

- Мантия вязкая, но где, по-вашему, мантия станет жидкой? Почему?

Мантия в жидком состоянии станет магмой. Когда магма выльется наружу, она станет… (Лавой).

Магма – (от греч. -густая мазь) – расплавленная масса глубинных зон Земли.

Мантия – (от греч. – покрываю) – геосфера, окружающая ядро Земли. Вещество находится в твердом кристаллическом состоянии.

Лава – (от лат.- обвал, падение) – магма, излившаяся на поверхность.

- Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина “…Везувий зев открыл”

-Какое явление природы описывается?

… Везувий зев открыл –
Дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось,
Как боевое знамя.
Земля волнуется –
С шатнувшихся колонн
Кумиры падают!
Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем,
Под воспаленным прахом
Толпами, стар и млад,
Бежит из града вон.
(А.С. Пушкин)

3. Закрепление

- Ребята! Пользуясь атласами, найдите вулканы, перечисленные в карточке (раздаточный материал). Затем проверка у доски.

4. Итог урока

-Итак, мы с вами изучили новую тему! Подведем итог, что вы узнали нового на уроке?

Выставление оценок за работу в классе.

5. Домашнее задание.

Параграф. Читая параграф, составить кроссворд на тему: “Вулканы и гейзеры”. Обозначить на контурной карте потухшие и действующие вулканы: Котопахи, Килиманджаро, Везувий, Этна, Ключевская сопка, Кракатау, Гекла, Эльбрус.



Источник: http://festival.1september.ru/
Категория: Конспекты уроков географии | Добавил: Ольга (27.09.2009)
Просмотров: 6251 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Последние материалы



Банк Интернет-портфолио учителей


Copyright MyCorp © 2024
narine(34)