Образовательная технология «Развитие критического мышления средствами чтения и письма»
|
Модель работы читателя с текстом (Г.Г.Граник)
|
Примечания
|
I. До чтения текста
|
«Три попутчика сопровождают читателя в его движении сквозь текст: выявление связей причин и следствий, установление сходств и различий, выяснение правдоподобия и неправдоподобия. А заставляет их работать одна из самых важных мыслительных операций – операция сравнения…Мы рассматриваем диалог с текстом как систему следующих операций: постановка вопросов к тексту, выдвижение предположительных ответов на эти вопросы и гипотез относительно дальнейшего содержания текста, проверка этих ответов и гипотез» (Граник Г.Г.).
Виды информации в художественном тексте
· Фактуальная. Факты, события, место и время действия (фабула). Передаётся пересказом текста.
· Подтекстовая. Скрытый смысл, который передаётся с помощью порядка слов, интонации, языковых средств художественной изобразительности (подтекст). Пересказом не передаётся.
· Концептуальная. Система взглядов автора на жизнь, его мировоззрение (концепт, идея, главная мысль). У разных читателей разная концептуальная информация. (И.Гальперин)
|
Стратегия «Чтение с остановками»
1.Искренний рассказ о своём опыте знакомства с автором, произведением.
|
1.Автор. Что известно о нём?
|
2.Обсуждение названия произведения. Ассоциации, аналогии, связи.
|
2. Обсуждение названия произведения. Ассоциации, аналогии, связи.
|
|
3.Эпиграф. Ассоциации.
4.Прогноз. Читательское предугадывание ведёт к возникновению вероятностного прогнозирования.
|
II.По ходу чтения текста
|
1.Чтение текста с остановками. Во время остановки учитель задаёт вопросы (Что будет дальше? Почему герой поступил так? Какие чувства вызвал этот фрагмент?).
|
1.Установка. Ожидание подтверждения своего прогноза.
|
2.Приём «Дерево предсказаний». Краткая запись ответов – предсказаний учеников в виде схемы.
|
2.Внимание к слову. Лексическое значение непонятных слов.
|
|
3.Диалог с текстом. Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы.
|
III. После чтения текста
|
1.Приём «Толстые и тонкие вопросы».
|
1.Главная мысль текста.
|
Толстые вопросы
|
Тонкие вопросы
|
2.Приём «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»).
|
2.Виды информации в художественном тексте.
· Фактуальная.
· Подтекстовая.
· Концептуальная
|
Продуктивные.
Прямого однозначного ответа в тексте нет.
|
Репродуктивные.
Есть в тексте однозначный ответ.
|
|
3.Сильные позиции текста.
|
Сильные позиции текста: название, эпиграф, начало и конец текста (главы), повторы, рифмы.
|
3. После обсуждения учитель предлагает несколько цитат, пословиц, связанных с содержанием текста. Ученики пишут эссе по своему выбору.
|
4.Вторичные тексты.
· План.
· Пересказ.
· Тезисы.
· Конспект.
|
«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
1.Простые. Фактические, репродуктивные.
2.Уточняющие. «Если я правильно понял…».
3.Интерпретационные. «Почему…?».
4.Творческие. В вопросе есть частица «бы».
5.Оценочные. Критерии оценки явлений.
6.Практические. Взаимосвязь между текстом и жизнью.
|
4.Преобразование информации: схема, таблица, график, формула…
|
5.Преобразование информации: схема, таблица, график, формула…
|