Личный план самообразования учителя
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
• название темы
• цель, задачи
• предполагаемый результат (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:
1.Титульный лист:
название учреждения образования, в котором работает педагог, адрес, рабочий телефон.
2.Творческая визитка педагога:
Ф.И.О. педагога;
образование, специальность;
стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности; профессионально-педагогическое кредо.
3.Научно-методическая и профессионально-педагогическая деятельность:
название темы по самообразованию; цель, задачи;
предполагаемый результат; этапы работы;
сроки выполнения каждого этапа;
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.
4. Оценка профессиональной деятельности:
способ демонстрации результата проделанной работы;
форма отчёта по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
При оформлении работы следует учитывать:
· творческий подход;
· степень обоснованности содержащегося материала;
· глубину и практическую значимость материала;
· наличие выраженной авторской позиции при разработке материала;
· способ подачи материала.
АЛГОРИТМ
работы педагога над индивидуальной
научно-методической темой (проблемой)
1.Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:
- ознакомление с литературой;
- ознакомление с нормативно-правовыми документами;
- изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.
2.Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:
- составление картотеки литературных источников;
- выписки из литературных источников.
3.Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:
- обоснование выбора темы;
- актуальность и новизна;
- выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
- формулирование цели и задач работы;
- разработка календарного плана индивидуальной работы.
4.Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.
5.Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.
6.Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
7.Литературное оформление работы, отчёт о полученных результатах перед коллегами.
Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования.
Тема, цели, задачи и формы самообразования
Тема самообразования определяется, исходя из:
1) методической темы школы;
2) затруднений педагогов;
3) специфики их индивидуальных интересов.
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 4-х лет.
Целями самообразования могут быть:
– повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
– изучение и внедрение новых педагогических технологий;
– изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
– совершенствование своих знаний в области педагогической психологии
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
Формы самообразования учителя
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальные и групповые. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
Памятка в помощь педагогу по организации самообразования
Примерная памятка по самообразованию
Возможная проблема
|
Пути решения
|
1. Не могу определиться с темой самообразования
|
¨ Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.
¨ Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.
|
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе
|
Подбор литературы:
¨ Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.
¨ Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?
Составление плана изучения
конкретной выбранной литературы
¨ Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме
¨ Включите современные взгляды на проблему
¨ Используйте опыт работы других педагогов
|
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал
|
¨ По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.
¨ Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.
¨ Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.
¨ Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
|
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.
|
¨ Составьте план или схему полученных при изучении материалов.
¨ Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.
|
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.
|
¨ Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.
|
Самообразование включает в себя несколько этапов:
1. Выбор направления и темы самообразования.
2. Формулирование цели и задач самообразования.
3. Определение круга источников информации.
4. Выбор формы самообразования.
5. Составление плана самообразования.
6. Определение результата самообразования.
7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
8. Отчёт.
Результаты самообразования могут быть следующими:
• повышение качества преподавания учебного предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования,
• разработка новых форм, методов и приемов обучения,
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядности,
• выработка методических рекомендаций по применению эффективных методов, приемов, технологий обучения,
• создание комплектов методических разработок,
• обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Критерии оценки эффективности самообразования.
Основными критериями самообразования учителя являются:
· эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности школьников),
· творческий рост учителя,
· внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
Показатели эффективности педагогического самообразования — это прежде всего качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
Из «Примерной образовательной программы
обучающих курсов (тематического семинара)
«Роль самообразования в совершенствовании
профессионального мастерства педагога»» АПО Г.С. Хадасевич
источник http://nemsite.ru/samoobrazovanie/2013-12-09/lichnyy-plan-samoobrazovaniya-uchitelya
|