Цель урока: Обобщить и расширить знания учащихся о природе Архангельской области. Задачи: 1.Образовательные: Систематизировать знания учащихся о природе Архангельской области. Познакомить учащихся с разнообразием минеральных вод Архангельской области. Продолжить знакомство учащихся с творчеством северных поэтов. Проверить знания географической номенклатуры. 2.Развивающие: Развивать географическую зоркость путём нахождения ошибок. Развивать способности учащихся к рефлексии. 3.Воспитательные: Воспитывать чувство патриотизма и любви к малой родине. Оборудование: Физическая карта Архангельской области. Компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку. (приложение 1) Минеральная вода в бутылках "Вельская”, "Сияние Севера”, "Жемчужина Севера”, "Куртяевская”. Поднос, скатерть, одноразовые стаканчики. Оценочные листы для учащихся. Тексты задания "Найди ошибки”. Тест "Рельеф, геологическое строение Архангельской области” в 2-х вариантах. Творческий проект группы учащихся в виде природного герба. Содержание урока: 1.Организационный момент. 2.Объявление темы, цели и задач урока.
Слово учителя. Сегодняшний урок мы начнём со стихотворения нашего северного поэта А.Яшина "Только на Родине” (читает ученица, слайды 1-10) Да, только здесь, на Севере моем, Такие дали и такие зори, Дрейфующие льдины в Белом море, Игра сполохов на небе ночном. Нехожеными кажутся леса, Бездонными – озерные затоны, Неслыханными – птичьи голоса, Невиданными – каменные склоны. Здесь, словно в сказке, каждая тропа Вас к роднику выводит непременно. Здесь каждая деревня так люба, Как будто в ней красоты всей вселенной. И, уж конечно, нет нигде людей Такой души и прямоты, и силы, И девушек таких вот, строгих, милых, Как здесь в лесах, На родине моей. Но если б вырос я в другом краю, То все неповторимое, Как чудо, Переместилось, верно бы, отсюда В тот край, другой – На родину мою. – Как вы уже поняли, наш урок-обобщение знаний по теме "Природа Архангельской области” (слайд 11) Каждый человек должен любить свою Родину, а это невозможно, если о ней мало знаешь. – Какие разделы географии Архангельской области мы уже изучили? Сегодня наша задача обобщить и повторить то, что нами изучено. На уроке работайте активно, соблюдайте дисциплину. Сегодня мы будем использовать оценочные листы, поэтому постарайтесь быть объективными. 3. Обобщение и закрепление изученного материала. 1) Задание "Найди ошибки в тексте”. Это задание на повторение разделов "Географическое положение Архангельской области и Коношского района”, административное устройство. Каждому из вас выдан текст, в котором есть ошибки, которые вы найдёте и подчеркнёте. После 2-3 минут работы организуем проверку. Нашей области в 2007 году исполнилось 80 лет. Область находится на востоке Русской равнины. На севере она омывается водами Белого, Балтийского и Баренцева морей. На западе Архангельская область граничит с Вологодской областью, на востоке с Республикой Коми, на юге с Кировской областью, на северо-востоке с Мурманской областью. Крайняя северная островная точка находится на островах Новая Земля, а южная находится в Вельском районе. Коношский район занимает центральное положение на территории области. Он на северо-западе граничит с Каргопольским районом, на севере – с Вельским, а на северо-востоке – с Няндомским. В состав области входит много островов. Самые северные из них– Соловецкие, а самые крупные – Новая Земля, которые находятся в Белом море. Область занимает 3 место по площади среди субъектов РФ и разделена на 15 административных районов. Сколько ошибок вы нашли(12). Где? Давайте исправим (устно). Какой раздел мы вспомнили, выполняя это задание? Назовите положительные и отрицательные стороны географического положения нашей области. 2.Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Архангельской области. А) На вопросы о геологическом строении и рельефе нашей области вы ответите, решив небольшой тест(3 мин.) На экран выводятся ответы на вопросы теста. (слайд 12) – Кто не сделал ни одной ошибки? 1?2? Дети выполняют взаимопроверку, выставляют полученную оценку в оценочный лист соседа по парте. Б) Посмотрите на карту "Полезные ископаемые Архангельской области”. (слайд 13) Какие полезные ископаемые имеют промышленное значение для области? Показать и назвать.(1 человек у доски). По мере ответа, на экране изображение алмазов, Североонежский бокситовый рудник, буровые нефтяные установки в Ненецком автономном округе, агаты Тиманского кряжа. (слайд 14,15) В) Знание о рельефе области проверим по карте. 1 человек отвечает у доски, а остальные по цепочке называют географические объекты. 3)Особенности климата Архангельской области. (Фронтальный опрос, дети отвечают устно, после себя оценивают). – В каких климатических поясах находится наша область? – Условия какого климатического пояса считаются более благоприятными для проживания человека? – Откуда чаще приходят воздушные массы на территорию области? Какие из них приносят больше осадков? – Какие климатообразующие факторы оказывают влияние на температурный режим летом и зимой? – Влияют ли на климат течения? – Почему осадки выпадают неравномерно? – Почему при малом ГКО на островах Северного Ледовитого океана образуются ледники? – Какое значение имеет коэффициент увлажнения на территории всей нашей области? – К чему это привело? Можем ли мы в нашей области в условиях открытого грунта получить хороший урожай пшеницы, кукурузы, огурцов? 4)Особенности внутренних вод Архангельской области. – Назовите и покажите на карте самые крупные реки Архангельской области, самое большое и глубокое озеро, реку, где наблюдаются высокие приливы?(1 человек у карты) – Какой тип питания преобладает у рек нашей области? – Почему на Северной Двине весной можно слышать взрывы? – Какого происхождения озёра нашей области? – Какие виды вод ещё относят к внутренним? (болота, подземные воды, ледники, искусственные водоёмы). – Вспомните, какая площадь нашей области занята болотами? Посмотрите на карту. В нашей области есть месторождения минеральных вод. Чем отличается минеральная вода от обычной? Как вы можете описать вкус минеральной воды? Откуда в воду попадают эти вещества? Сегодня я принесла на урок минеральную воду, которую добывают у нас в области. Эта минеральная вода продаётся в наших магазинах. Давайте послушаем сообщения, которые подготовили ребята о минеральных водах, что добывают у нас в области. Желающие могут попробовать воду и оценить её вкус, тем более он неодинаковый у разных вод. Дети выступают с сообщениями о минеральных водах (Приложения 2) "Вельская” "Сияние Севера” "Жемчужина Севера” "Куртяевская”. 5) Особенности почв. Что такое почва? Назовите наиболее распространённые типы почв в нашей области. Что можно сказать об их природном плодородии? Что такое мелиорация? Какие виды мелиоративных работ применятся в нашей области? Давайте попробуем решить практическую задачу. Представьте, что вашей семье достался дачный участок с подзолистыми почвами, а семье ваших соседей с болотно-подзолистыми почвами. Что вы должны предпринять, чтобы на участках получили хороший урожай культур, выращиваемых в наших условиях? (дети предлагают свои варианты и поясняют, почему.) 6) Природные зоны. Сейчас на экране появятся изображения характерных представителей флоры и фауны нашей области. Ваша задача определить для какой природной зоны они характерны, найти лишнее и показать на карте где расположена природная зона.( Тайга-слайд 17, арктическая пустыня-слайд 18, тундра-слайд 19.) 4. Итог урока.
Наша область один из субъектов Российской Федерации. Её символом является герб. (слайд 20) Посмотрите на экран, где он изображён. Каждая его деталь символична. Послушайте о том, что означают детали и цвета нашего герба.(сообщение) Неделю назад 3 девочкам из вашего класса я задала творческое задание -придумать герб Архангельской области, который бы символизировал природу, а так же я и сама выполнила это задание. Давайте посмотрим на эти гербы и попытаемся пояснить все символы на них, ведь мы весь урок занимались повторением (на доске вывешены 2 герба). Сдайте оценочные листы, я заполню свою графу, и средний балл полученный вами – ваша оценка за урок. Надеюсь, вы были объективны. 5. Домашнее задание:
Повторить карту к зачёту, подготовить сообщения по темам: "Пинежский государственный заповедник”. "Кенозерский национальный парк”. "Соловецкий музей-заповедник”. "Малые Корелы”.
http://festival.1september.ru/articles/577302/
|